"О, не верьте этому Невскому проспекту!
Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим,
когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть
на встречающиеся предметы.
Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!"
(Н. В. Гоголь, "Невский проспект")
Петербург Гоголя - город мистический, город странных происшествий и ярких огней, туманящий рассудок и манящий своими соблазнами, город-морок, в котором личные истории растворяются в мельтешении и суете толпы, чтобы единожды открыться случайному взору - и исчезнуть навсегда. Как вольно в этом мареве ощущает себя нечистая сила всех возможных форм и обличий! Кто это только что пронесся в роскошной карете навстречу? Не черт ли, ищущий новой забавы на вечер?..
ЦЕХЪ театр завершает свою гоголевскую трилогию спектаклем "Портрет" - историей талантливого художника Чарткова, волею случая (случая ли?) приобретающего в лавке портрет старика-ростовщика. Портрет написан с необычайным мастерством - кажется, старик смотрит живым, пронзительным взглядом и видит Чарткова насквозь: видит, что тот беден и находится на грани отчаяния от существования в нищете, видит невероятный талант Чарткова и красоту его работ, видит даже его надежды и мечты... Или то уже не старик, а сам дьявол, увидевший достойную добычу, смотрит с картины и предлагает Чарткову помощь?
Уже традиционно для ЦЕХЪ театра в основу спектакля легла не только повесть "Портрет" - в канву повествования вплетена и переписка Н. В. Гоголя с живописцем А. А. Ивановым (ставшим прообразом противопоставленного Чарткову художника, упорным трудом развивавшего свой талант за границей), статья Н. В. Гоголя о К. Брюллове, фрагменты "Петербургских повестей" и других произведений Н. В. Гоголя. "Развернутое театральное сочинение на темы Гоголя", как мы когда-то охарактеризовали спектакль "НОС", предстанет перед вами и сейчас, и кто только ни притаился за его страницами, закутавшись в плащ и внимательно наблюдая за происходящим.